Медиа / Пресса

Теона Дольникова: «Наверное, я человек мира»
28 Июня 2013
Теона Дольникова: «Наверное, я человек мира»

Текст: Анна Гоголь

Такая юная и хрупкая девушка, и такой сильный, пронзительный голос! Такие мысли возникают у всех, кто видит Теону Дольникову на сцене. Ведущая солистка самых громких и успешных российских мюзиклов сегодня живет на две страны: в Москве ей обеспечены работа, слава и популярность, а в США – трудный и долгий путь к воплощению детской мечты.

Теона, для большинства наших читателей вы, в первую очередь, исполнительница роли Эсмеральды в мюзикле «Нотр-Дам де Пари». Правда ли, что вашу бабушку звали Эсмеральда?

Правда. Но она не была цыганкой. И более того, Эсмеральда из «Нотр-Дама» тоже не была цыганкой. Это прекрасно знают те, кто читал книгу.

То есть цыганских корней у вас нет?

Есть какие угодно, но только не цыганские. Мой папа – украинец, мама – грузинка, но есть еще польские, еврейские, немецкие корни. Адская смесь.

Ваша бабушка застала период, когда вы играли в «Нотр-Дам де Пари»?

К сожалению, нет. Но я обожала свою бабушку, поэтому это была очень значимая для меня роль. Конечно, у моей бабушки была другая жизнь. Она не цыганка, не танцевала на улицах. Но все равно имя имеет какое-то значение. На самом деле, я пробовалась на роль Эсмеральды еще в Лондоне. Продюсер всего проекта «Метро» (первого мюзикла, в котором я играла) хотел сделать из меня суперзвезду в Лондоне, возил на кастинги и в том числе на кастинг английского «Нотр-Дама». Мне было лет 16 тогда, совсем еще ребенок. Там был директор театра, где ставился мюзикл, и режиссер Уэйн Фокс. Они послушали, как я пою, - директор чуть ли не прослезился, а режиссер начал говорить со мной о роли: «Знаешь, Эсмеральда - она девушка легкого поведения, практически проститутка». На что я со своим юношеским максимализмом набросилась на него: «Да вы что? Вы вообще читали книгу? Она просто открытая, свободная». Оказалось, что он действительно не читал книгу. А когда он уже приехал ставить «Нотр-Дам» в Москве, он всем говорил: «Эсмеральда – не проститутка, она просто открытая». Для меня это было очень важно, из-за бабушки. Если кто-то говорил, что Эсмеральда – девушка легкого поведения, для меня это было оскорблением.

Пробы в Лондоне проходили параллельно с работой в мюзикле «Метро»?

Да. А возили меня туда, можно сказать, втайне от здешних продюсеров – чтобы не было никаких конфликтов. Две недели в месяц я играла в Москве, а две недели жила в Лондоне. И так на протяжении двух лет. Честно говоря, я рада, что все сложилось именно так. Если бы я осталась там и в 16 лет стала известной актрисой в Лондоне, мне бы «снесло крышу», появилась бы звездная болезнь.

А так ее удалось избежать?

Удалось. Благодаря поддержке со стороны родителей, брата, сестры. Иногда, наверное, что-то такое вылезало, но мне никто никогда не говорил, как нужно жить. Вообще моя мама – гений, с нее нужно писать книги по воспитанию детей. Помню, однажды, когда мне было лет десять, мама предложила нам с сестрой: «Девочки, хотите покурить? Если вы не пробовали, чего вы будете по подворотням бегать? Попробуйте». Я сразу же подумала: раз мама предлагает, значит, это неинтересно. Сразу отвращение появилось. Думаю, это правильный подход.

«В шестом классе я осталась на второй год»

Кстати о родителях. Как возникла идея назвать вас Теоной?

Честно говоря, не знаю. Мое имя происходит от греческого «тео» - наука о боге. И еще ТеонаГипатия – это первая женщина-философ. Собственно, это все, что я знаю об этом имени.

Ваши родители имеют какое-то отношение к творчеству?

Конечно. Папа – писатель, журналист. Мама вообще закончила факультет иностранных языков, одно время она работала в школе педагогом по французскому языку, но по призванию она – режиссер. Сейчас родители живут в Германии, и мама собирается ставить там спектакль.

Они влияли на ваш выбор профессии?

Никто не влиял, только подталкивали. Мама хотела, чтобы мы с сестрой были образованные, имели представление об искусстве. С трех лет я занималась балетом, с пяти ходила в музыкальную школу. Помню, перед моим шестым днем рождения мама спросила, какой подарок я хочу. Я ответила, что мечтаю о скрипке. Денег тогда не было почти. Даже тогда, в 5-6 лет я знала о финансовом состоянии семьи – никогда не плакала, ни о чем не просила. В общем, я понимала, что скрипка – это что-то невозможное. Но в свой день рождения я проснулась и увидела, что на фортепиано лежит маленькая скрипочка. Я ее очень любила, но, правда, забросила в какой-то момент.

Получается, вы занимались чем угодно, только не вокалом?

Голос – это такая вещь, которая дана от Бога. Самая мощная часть моих занятий вокалом прошла в джазовом училище на базе музыкального колледжа имени Гнесиных. Я поступила туда в 12 лет и отучилась там два года. Ну, и в школе я, естественно, играла во всех спектаклях.

Уроки часто прогуливали?

Случалось. Прогуливала химию под предлогом, что я «занимаюсь постановкой школьного спектакля». А на самом деле сидела и болтала с художественным руководителем. А еще меня однажды оставили на второй год. Это было в шестом классе. Я вообще всегда плохо училась – была круглой «троечницей», плавно перекатывающейся в «двоечницу». А школа у нас была серьезная, очень старая. Когда-то она была физико-математическая, много педагогов осталось еще с тех времен – такие бабули с фиолетовыми волосами, каждая из которых считала, что ее предмет – самый важный. Конечно, по музыке, рисованию, литературе у меня были хорошие оценки. А вот по алгебре, физике и химии… Когда меня оставили на второй год, это была настоящая трагедия, но я благодарна судьбе, что все произошло именно так. Это закалило мой характер, сделало меня сильной и целеустремленной. Все надо мной смеялись, а я пыталась завоевать уважение, что в итоге мне удалось.

«У меня даже выпускного не было»

Теона, вы с детства мечтали стать актрисой?

Мне всегда казалось, что в детстве я хотела стать учительницей. Но недавно я нашла свой личный дневник – все девочки в свое время вели такие. И в этом дневнике был вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?». Смотрю свой ответ: «Актрисой». Значит, все-таки с детства об этом мечтала.

А как вы попали в свой первый мюзикл, в «Метро»?

На тот момент моим любимым мюзиклом был «Иисус Христос – суперзвезда», американская его версия. Я мечтала поучаствовать в чем-то подобном. Как-то раз я шла из школы и слушала в плеере радио, а там реклама: идет набор в первый в России мюзикл. Моя сестра говорила, что там все «по блату», никто меня не возьмет, я же просто с улицы… В первый день я никак не могла найти театр, так как забыла его название. Помнила только, что что-то связанное с оперой. Обошла половину центра Москвы, даже в Большом театре была. В итоге вернулась домой часов в пять вечера, открыла телефонный справочник, а там – Театр Оперетты. Позвонила – действительно, у них кастинг. Побежала обратно в центр, но прямо перед носом у меня закрыли дверь: «Извините, прослушивание закончено, приходите завтра». Забавно, что точно такая же история происходит с моей героиней в самом спектакле «Метро». В общем, на второй день я пришла уже вовремя.

Много народу было на кастинге?

Вся парковочная зона у служебного входа была забита людьми. Думаю, там было около пяти тысяч человек.

Вам сразу сказали, что вы будете играть главную роль?

Там не было такого, что ты приходишь и пробуешься на какую-то определенную роль. Просто отбирали интересных и талантливых людей. Несколько месяцев мы репетировали, учили все партии. А потом – кто что лучше споет, тот такую роль и получит.

Серьезная, наверное, была борьба?

Во время репетиций не было. А когда пошли спектакли, началась ревность, «терки» какие-то. Не очень серьезные, правда. Я знаю, что в Большом театре стекла и бритвы в пуанты подкидывают, у нас такого не было, конечно. Помню, что продюсеры мюзикла хотели, чтобы главную роль играла какая-нибудь известная актриса, так было бы проще продать проект. Но режиссер сказал: «Если Теона не будет играть главную роль, я не буду ставить спектакли в вашей стране. Она и только она!». По сути, я играла все время сама, без замены. Вернее, фактически замена была, но пока режиссер был в Москве, он ее не допускал.

Вы начали играть в мюзикле в 15 лет. Учиться в это время, наверное, было невозможно?

9, 10 и 11 классы я закончила экстерном, за один год.

Школьных друзей, наверное, совсем не было?

У меня даже последнего звонка не было. Но мы эту проблему с сестрой решили. Поскольку моя сестра старше меня на три года, я пошла наее выпускной. Танцевала, отдыхала с ними всю ночь… Так что выпускной у меня, можно сказать, все-таки был, но со старшеклассниками, что еще круче.

«Алла Борисовна меня проверяла»

Когда известность приходит в подростковом возрасте, человек часто «уходит в отрыв». Быстрее взрослеешь, становишься самостоятельной, а вокруг столько соблазнов…

Я всегда была достаточно самостоятельной, себе на уме. Мне казалось, что я знаю, что для меня будет лучше. Конечно, как все дети, я ходила в клубы. Сходила с ума, но по-своему. Какие-то свои «отрывы» у меня были, конечно, но вдаваться в подробности не буду.

А с завистью приходилось сталкиваться?

Конечно! Пришла какая-то мелкая 15-летняя девочка с улицы и у всех на тот момент звездных актрис забрала главную роль! А я получила не только главную роль, но и главную арию спектакля – «Молитва». В оригинальной версии «Метро» главная героиня и девушка, поющая эту арию - две разные актрисы. А у нас режиссер просил всех спеть «Молитву», и постепенно девочки отсеивались, так как ария очень сложная. В итоге остались только я и Маша Кац. И вот когда я снова спела «Молитву», одна актриса громко на весь зал сказала: «Ну что, девчонки, после этого нам тут делать нечего». Никогда этого не забуду, это был огромный комплимент.

Вместе с первым успехом в вашей жизни появились и первые влиятельные знакомые, не так ли? Филипп Киркоров и Алла Пугачева, например.

Филипп играл с нами в мюзикле «Метро», а Алла Борисовна приходила один-два раза на спектакль. Помню, после спектакля Алла Борисовна зашла за кулисы, вся труппа, естественно, ее окружила. Она высказывала свое мнение о мюзикле, а в конце подошла ко мне и сказала: «Знаешь, я всю жизнь мечтала спеть такую арию как «Молитва». Это ария молодой девушки, которая хочет успеха, денег, хочет прямо сейчас. Раньше нельзя было петь песни с такими словами.

Потом мы снова встретились с Аллой Борисовной на «Славянском базаре» в 2001 году – она была председателем жюри. Там я тоже пела «Молитву» и «Лебединую верность» Мартынова. Когда оглашали результаты, Алла Борисовна сказала: «Я впервые смогла слушать песню «Лебединая верность». Впервые в моей жизни это было не скучно». Наверное, это был камень в огород Софии Ротару… Но я действительно сделала совершенно другую обработку, более современную, и пела эту песню совсем по-другому, в роковой манере.

После Алла Борисовна никак не участвовала в вашей судьбе?

Нет, хотя одно время я очень этого хотела. Однажды я узнала номер телефона ее офиса и звонила каждый день в течение недели. И каждый раз секретарь отвечала, что Алла Борисовна не может подойти. На тот момент мне казалось, что она просто не хочет со мной разговаривать. А сейчас я думаю, что она меня проверяла. Она очень мудрая и сильная женщина. В итоге спустя неделю она со мной поговорила. Мне было так страшно! Она ведь как божество из детства. Алла Борисовна была единственной русской исполнительницей, которую я слушала в детстве, прочую русскую музыку я вообще ненавидела. Так вот когда она сказала «Алло», у меня забилось сердце, я не знала, что говорить, как попросить, чтобы она меня продюсировала… Честно говоря, не помню даже, что она ответила. Но как-то не сложилось.

«Я все жизни делаю сама»

Ваш официальный сайт давно не обновляется, но там есть пара записей вашего личного виртуального дневника. Одна из них сделана 9 декабря 2008 года: «Наконец-то моя мечта сбудется! Мечта всего моего детства! Это Нью-Йорк!!! 18 декабря я улетаю в США!». Это была обычная туристическая поездка или своеобразная разведка?

В первую очередь, я поехала туда просто так. А во-вторых, делала себе специальную визу на три года с правом работать в США. Такая виза дается особо одаренным, или вроде того. Несколько раз я была в Нью-Йорке, а потом поехала в Лос-Анджелес.

В Лос-Анджелесе вы поступили в легендарный Театральный институт Ли Страсберга. В свое время его заканчивали Аль Пачино, Роберт Де Ниро и сотни других мировых звезд. Как вы туда поступили? Неужели самостоятельно, без всякой помощи?

Да, сама. Я вообще все в своей жизни делаю сама.

Но все-таки потом вы вернулись в Россию. Почему?

Я частично здесь, частично там. Где больше проектов – там я и нахожусь. Вернулась я полтора-два года назад. Сначала меня пригласили озвучивать вторую часть мультфильма «Покахонтас» (первую я озвучивала в 2008 году), потом позвали в мюзикл «Времена не выбирают». Две недели я играла здесь, а на две недели уезжала в Америку. Ну, а потом я получила роль в мюзикле «Граф Орлов», снялась в ремейке «Кавказской пленницы».

Что за персонаж у вас в мюзикле «Граф Орлов»?

Я играю Елизавету, княжну Тараканову. Это история про любовь, интриги, отношения между царицей Екатериной, графом Орловым и Елизаветой Таракановой. Наш мюзикл основан на исторических фактах, но так как это театр, история немножко переосмыслена и приукрашена. В мае у нас был юбилей, мы сыграли 100-й спектакль, а в коне августа начнется новый сезон.

Летом, пока «Граф Орлов» будет на отдыхе, вы будете работать в США?

Скорее всего. У меня есть четыре американских сценария, и сейчас я работаю над тем, чтобы найти финансирование для этих фильмов. Это совершенно гениальные и сумасшедшие сценарии одного нью-йоркского писателя. Он такой немного наркоман, немного алкоголик, очень странный человек с безумной фантазией. Мне очень нравятся его сценарии, нравится независимое кино.

Насколько я знаю, в Лос-Анджелесе вы снимались в нескольких независимых фильмах?

Да, но это никому не известное кино, эти фильмы даже ни на каких фестивалях еще не были. Вообще там намного сложнее найти работу, конечно. Там гораздо сильнее конкуренция, туда съезжаются люди со всего мира. Здесь я в театральной сфере с 15 лет, мне несложно найти агента, который будет посылать меня на кастинги в кино, а там я почти никого не знаю.

Вообще поездка в США была сознательной эмиграцией или просто попыткой найти себя?

Я ехала туда жить. Мне там хорошо.

Сейчас ваш дом там?

Я вообще не знаю, где мой дом. С 15 лет я жила то в Лондоне, то в Варшаве (долгое время играла там). Потом я вдруг решила, что хочу жить в Италии – уехала в Рим на три месяца. Не понравилось – вернулась. Наверное, я человек мира.

Здесь вас уже ничто не держит, кроме работы?

Строго говоря, меня нигде ничего не держит. Мне нравится, что мои родители и сестра живут в Германии. Люблю, когда есть семья, друзья в разных странах – есть возможность путешествовать по всему миру. Здесь меня держит любовь к Москве. Это мой город, я здесь родилась и выросла. Друзья много где есть, но здесь – самые-самые. Здесь потрясающая аура, которая периодически раздражает, но я все равно по ней скучаю. Здесь все время пробки, нет культуры вождения, люди периодически злые, но все равно это забавно. Каждый раз, когда я возвращаюсь, это вызывает у меня улыбку, умиление.

Что сейчас для вас важнее – карьера, личная жизнь или что-то еще?

Сейчас у меня переходный период, я пытаюсь определиться, что для меня важнее.

Не задумываетесь еще о семье, детях?

Мне бы хотелось иметь детей. И мне все равно, когда это будет. Мне кажется, это никогда не было и не должно быть проблемой. Очень многие говорят, мол, я рожу ребенка, моя карьера остановится и т.д. Это ерунда. Возможно, мне легко так говорить, потому что пока детей нет. Но я надеюсь, для меня такой проблемы не будет. Всегда найдутся время и помощники.

Досье

Теона Дольникова

Родилась 24 августа 1984 г. в Москве.

Окончила эстрадно-джазовое училище на базе музыкального колледжа имени Гнесиных.

Играла в мюзиклах «Метро», «Нотр-Дам де Пари», «Воины духа», «Viva, парфюм», «Пророк», «Мата Хари», «Времена не выбирают», «Граф Орлов».

Снялась в сериалах «Бедная Настя», «Кто в доме хозяин?», «Цыганочка с выходом».

В США играла в театре (в том числе, в американской постановке пьесы М. Горького «На дне»), снялась в нескольких независимых фильмах.

В 2002-2003 гг. была вокалисткой альтернативной группы «Слот».

Премии: «Гран-при» конкурса «Славянский базар» (2001), премия «Триумф» (2002), «Гран-при» фестиваля молодых исполнителей Golden Voices (2010), лауреат Национальной премии «Музыкальное сердце театра» за роль Елизаветы в мюзикле «Граф Орлов» (2012) и другие. Единственная в мире актриса, получившая награду за роль Эсмеральды (театральная премия «Золотая маска», 2003 г.).