Медиа / Пресса
Театр для графов
06 Мая 2016
Несмотря на то что в столице более трехсот театров, есть такие, в которых обязательно нужно побывать хотя бы раз любому человеку. Один из них — Московский государственный академический театр оперетты, где идут знаменитые отечественные мюзиклы, современные и классические оперетты. Само здание театра считается архитектурным памятником.
За год до юбилея
В следующем году Московский театр оперетты будет отмечать свое 90-летие. Он был основан 24 ноября 1927 года всемирно известным актером и режиссером Григорием Яроном. Театр сразу стал очень популярен — благодаря талантливой труппе, ярким артистам и репертуару. В 1927 году здесь представили спектакли «Игра с Джокером», «Женихи» и «Принцесса цирка». Григорий Ярон, когда-то комический актер — комик-буфф, — оказался идеальным режиссером для такого на первый взгляд легкого, но одновременно сложного жанра, как оперетта, в котором сочетаются музыка, танцы и сценическое действие. Про Ярона говорили, что он не проживал, а протанцовывал жизнь. Сам великий Имре Кальман, автор популярнейших оперетт, назвал его «великим советским буффало». В течение многих десятков лет с момента основания Московский театр оперетты был одним из главных, представляющих произведения этого жанра, не только в СССР, но и в Европе. Статус ведущего театра он сохраняет и сейчас. В течение сезона Московский театр оперетты предлагает более 300 спектаклей, а число зрителей достигает почти полумиллиона.
Театр не только поддерживает лучшие традиции оперетты (здесь вы можете посмотреть «Летучую мышь», «Веселую вдову», «Мистера Икс», «Сильву» и другие постановки), но и развивает жанр мюзикла. На его сцене в 1999 году поставили «Метро». Сейчас в нем идут мюзиклы «Граф Орлов» и «Монте-Кристо», а осенью столичную публику ожидает масштабная премьера — мюзикл «Анна Каренина».
Дворцы и корабли на сцене
Премьера мюзикла «Монте-Кристо» в 2008 году стала мировой, поскольку великое произведение Дюма не было поставлено в жанре мюзикла ни в одной стране. Работа над спектаклем шла два года. На сцене Московского театра оперетты были возведены грандиозные декорации-трансформеры высотой до 8 м, с помощью которых пространство может превращаться то в бальный зал, то в замок Иф, то в паруса кораблей. В спектакле используют также уникальный проекционный экран площадью почти 100 кв. м — такого больше нет ни в одном театре. Между прочим, парик Мерседес — тоже сложная техническая конструкция. Она позволяет за одну минуту изменить облик актрисы, «состарив» ее на 20 лет. На создание костюмов ушли сотни метров парчи, шелка, бархата и целый километр цветных лент. Для отделки каждого наряда солистов было использовано по 1500 полудрагоценных камней. Создание некоторых элементов одежды потребовало ручной росписи и даже искусства плетения макраме. Несмотря на сложность костюмов, художники позаботились о том, чтобы актерам было максимально удобно. Ведь некоторые герои во время представления исполняют сложные трюки — в спектакле есть элементы паркура. Зрители, которые смотрят мюзикл, даже не подозревают, что над каждым спектаклем работает более 200 человек.
Мюзикл «Граф Орлов», премьера которого состоялась в 2012 году, тоже потребовал основательной подготовки. По задумке мэтра Вячеслава Окунева (на счету которого, помимо работы над мюзиклом «Монте-Кристо», более 300 постановок в крупнейших театрах мира), на сцене Московского театра оперетты «построили» сразу три города, расположенных по сюжету в двух странах — России и Италии. «Декорация-трансформер настолько сложна и многогранна, что решает собой все необходимые спектаклю пространства. Визуально здесь присутствует и царская держава, и очертания церковных куполов, и корабельные формы. Получилась конструкция, которая при разных ракурсах и поворотах дает нам самые разные ассоциации», — рассказывает художник. Многотонная металлическая конструкция поражает: ее высота сопоставима с высотой трехэтажного здания! (Смотрите фото вверху.) Изнутри декорацию освещает более 200 световых приборов и украшают декоративные элементы.
Для актеров в театральных мастерских Москвы и Санкт-Петербурга создали почти три сотни уникальных одеяний эпохи Екатерины Великой, при этом на стадии отделки практически вся работа была сделана вручную. Некоторые ткани закупали в Италии, поскольку именно там сохранились производства, созданные еще в XVIII веке. Местные мастера до сих пор ткут в традиционных рисунках — и нередко на тех же машинах, что и три века назад. Если вы еще не видели «Графа Орлова», поторопитесь: последнее представление — 3 июля, ему на смену идет «Анна Каренина».
Экскурсия в театр
Собираясь в Московский театр оперетты, запланируйте время так, чтобы спокойно погулять по нему и полюбоваться интерьерами. Старинное здание XVIII века принадлежало нескольким поколениям князей — Прозоровским, Щербатовым, Шаховским. В середине XIX века бывшее владение князей Шаховских выкупил купец Солодовников. Сначала он устроил в доме, выходившем на улицу, торговые помещения, но потом решил создать театр, и к 1894 году архитектор К.В. Терский закончил строительство пятиярусного здания, способного вместить 3000 зрителей. В день открытия состоялась премьера оперы Доницетти «Фаворитка». В 1907-м дом сгорел, а в восстановленном архитектором Т.Я. Бардтом после пожара здании разместился Оперный театр С.И. Зимина. После 1917 года театр стал называться Малым государственным оперным театром Совета рабочих депутатов. Московский театр оперетты открылся как государственный 24 ноября 1927 года.
Обратите внимание на красоту большого зала, выполненного в бордово-золотых тонах. Он рассчитан на 1600 мест. Гордостью театра является изумительный по технике исполнения расписной плафон кисти Константина Коровина. Кстати, в 1908-1929 годах портал театра украшало живописное панно М.А. Врубеля «Принцесса Греза».
Уже давно здание на Большой Дмитровке является объектом культурного наследия федерального значения.